История с диафильмом

История с диафильмом
12 октября 2015

Еще в 2005 году замечательный журнал "Фома" опубликовал статью, с которой, если я правильно припоминаю, и началось наше увлечение диафильмами.

Помню, когда мы ее прочитали, было такое чуство, что это прямо про нас. Про настольгию по совместным с родителями вечерним посиделкам, про экран из белой простыни, про запах горячего воздуха и пылинки, вьющиеся в луче света из объектива...

В общем, мы тогда загорелись, и разыскали, где можно купить диапроекторы и диафильмы. С тех пор сами много чего пересмотрели с детьми. А уж сколько народу за эти почти десять лет мы снабдили диафильмами и диапроекторами - даже и не сосчитать))

И вот на днях, что-то искал в интернете про диафильмы, и увидел ту самую заметку из "Фомы", с которой все и началось. У них, у журнала, теперь есть, оказывается, прекрасный сайт с архивом публикаций. И там висит та самая (с) статья Нефедовой Марии! 

Не могли ее не опубликовать у себя. Нельзя, чтобы она опять потерялась...   

К. Сапегин. Приключения Шерлока Холмса

Диафильмы - общение с детьми по-особому

Однажды на детском дне рождения, после того как гости во главе с виновницей торжества съели торт и другие сладости, поносились, попрыгали, побились на игрушечных мечах и просто шумно пообщались, мама именницы сказала:

— А теперь мы будем смотреть диафильмы!

— А что это? – спросил кто-то из детей.

— Сейчас увидишь…

После этого мама развесила на стене белую простыню, предложила всем усесться прямо на ковер, потом выключила свет.. А потом на простыне стали появляться картинки. Они не скакали и не двигались, но их можно было внимательно рассмотреть, а мама в это время читала сказку…

Смотреть диафильмы – это особая форма общения с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм, то обычно родители его сажают перед экраном и уходят по своим делам. А ребенок общается с телевизором. Но даже если сидеть рядом с детьми, все равно при просмотре мультфильмов общение с родителями минимально… Когда же родители вместе с детьми смотрят диафильмы – в этом есть какая-то тайна: выключен свет, очень уютно, взрослые читают детям, меняют картинки, будто перелистывают большую разноцветную книгу…

П. Репкин. Воробьишко

Зачем нужны сейчас диафильмы?

Сергей Владимирович Скрипкин, директор студии «Диафильм»:

– Зачем нужны сейчас диафильмы? О них спрашивают и покупают их люди, которые хотят ограничить поток электронной информации, обрушивающийся на их ребенка. Диафильмы, как и книги, заставляют ребенка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать. Сидя перед телевизором или погружаясь в компьютерную игру, ребенок находится в измененном состоянии сознания, он часто даже не усваивает и не запоминает информацию. Чтение книг — это всегда активная работа, а просмотр диафильмов это еще более активное действие, потому что это и чтение, и картинка – визуальный ряд, и моторика — прокручивание кадров, и общение. Диафильм — вид искусства, не похожий ни на кино, ни на иллюстрированную книгу, ни на комикс, ни на мультимедиа-программу. Это особый жанр, особая технология.

Советы пожилым (по заказу Минздрава)

С экологической точки зрения диафильм — один из самых безопасных и гуманных видов изображения. Это просто статичная картинка, яркая, сочная, контрастная, ее невозможно сравнить с электронным изображением, которое довольно плохо воздействует на человека. Изображение, которое мы видим в телевизоре или на компьютере — пиксельное, глаз не замечает, что экран сменяется 24 раза в секунду. Но ведь это очень воздействует и на глаз, и на мозг, и, понятно, особенно вредно для детей…

Диафильмы распространены в странах, где очень сильно заботятся о здоровье граждан, об экологических стандартах — в Венгрии, Израиле, США

П. Репкин. Калиф-аист

Может быть, когда-нибудь и у нас все встанет на свои места. Родители поймут, что новых технологий, видео, компьютеров недостаточно, чтобы научить чему-то ребенка, что средство воспроизведения влияет на восприятие содержания, и диафильм в этом нужном, полезном восприятии играет не последнюю роль.

История диафильмов у нас в стране

Самые первые диафильмы в архиве студии — выпуска 1941-1942 годов. Раньше детских диафильмов было примерно 20%, остальные — учебные, воспитательные, просветительские — например, о памятниках архитектуры, ведомственные. Есть диафильмы с таким вот, например, названием: «Действия взвода в момент атаки»…

Н. Строганова. Первая охота

С «Диафильмом» сотрудничало более трехсот художников, многие из них известны как иллюстраторы книг — Сутеев, Калаушин, Савченко, Степанцев…

Некоторые знаменитые мультфильмы, например, о Чебурашке, оказывается сначала вышли в «Диафильме», и только потом появился мультфильм. Диафильмовский Чебурашка довольно сильно отличается от мульфильмовского — он рисованный, не кукольный.

Над одним диафильмом трудилось много людей, уходило на него по несколько месяцев, ведь каждый диафильм — это оригинальное произведение, в него нельзя «впихнуть» целую книгу. Поэтому сначала писался сценарий, редактор разбивал его покадрово, художник создавал около 50 рисунков высокого качества. Затем оригиналы рисунков фотографировались, негативы сшивались. Каждый рисунок приходилось фотографировать в одном масштабе, текст должен был строго соответствовать картинке. Также требовалась колоссальная ручная работа по предпечатной подготовке, по обработке пленки, по изготовлению планшетов.

К. Аврутис. Сказка про храброго зайца

Открывают рот и забывают обо всем...

Многие преподаватели школ очень хотели бы показывать детям слайды и диафильмы на занятиях, это было бы замечательное наглядное пособие, и к тому же коллективное творчество для детей всегда полезно — один читает текст, другой крутит пленку.

Слава Богу, найти диафильмы пока еще можно: приобрести в московском «Детском мире», заказать через веб-сайт студии. А вот с проекторами — уже сложнее. Они стали значительно дороже, и это многих отпугивает.

Осмотр охраняемой территории (по заказу МВД)

Нередко дети, которые посмотрели в гостях диафильмы, придя домой, с таким восторгом о них рассказывают, что их родители, вспомнив собственное детство, идут на «блошиный» рынок и ищут старые, еще советских времен проекторы. У многих детей дома есть компьютер, синтезатор, телевизор и видеомагнитофон. Но когда они смотрят диафильмы — то открывают рот и забывают обо всем. И вместе с ними, выключив свет, как в кинотеатре, смотрят родители. И у детей, и у взрослых — общая радость.

Л. Кузнецов. Барсучий нос

Б. Степанцев. Чебурашка и его друзья

Многие люди ностальгически вспоминают: «В моем детстве после войны проекторы мало у кого были — прямо как сейчас, и я помню, мы все собирались у кого-нибудь дома, много детей, и смотрели диафильмы. И это было даже лучше, чем поход в кино».

Вот как бы возродить сейчас эту традицию?..

 

P.S. от 101слон.ру Последний вопрос, насчет того как возродить традицию, отнюдь не риторический. На него есть что сказать.

С одной стороны, диапроекторы и диафильмы купить можно. Сейчас, в отличии от ситуации десятилетней давности, это не требует каких-то сверх-усилий.

Мы конечно, продвигаем себя, т.е. 101slon.ru, где можно приобрести хороший современный диапроектор и есть достаточно широкий выбор диафильмов (на всякий случай - еще раз рекламная ссылочка на наш раздел с диафильмами :-)).

Но на самом деле, конечно, есть и другие места, как в интернете, так и в офф-лайне, где продаются диафильмы.

Главная беда в другом. Как совершенно правильно написано в статье "Фомы", каждый советский диафильм - это настоящее произведение искусства. Над ними работали прекрасные художники, была целая, не боюсь этого слова, индустрия по их производству. 

А сейчас? - спросите вы. Сейчас нового производства диафильмов практически нет. Художники не рисуют. Индустрия не производит. Диафильмы сейчас можно купить только из старых коллекций производста в лучшем случае середины 90-х годов прошлого века, а то и раньше.

Питерская компания "Амфора" пробовала несколько лет назад изменить ситуацию. Было отреставрировано и перевыпущено несколько диафильмов. И это конечно замечательно! Но, к сожалению, всего лишь капля в море.

Что будет с диафильмами дальше не ясно... Наверное, о диафильмах как и о других видах культурных ценностей, должно заботиться госдуарство. Поддерживать художников, производство. Но пока, увы этого не происходит и даже не слышно о таких планах.

В общем, остается радоваться тому что есть. И надеяться на лучшее! Ведь не может такая прекрасная вещь как диафильмы взять и просто так исчезнуть!

Михаил Козырев,
101слон.ру

Вернуться к новостям
 
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии